Благодаря техническому прогрессу, двигающемуся вперед с сумасшедшей скоростью, появились автомобили-беспилотники с автопилотом и усовершенствованной навигационной системой. Уже сегодня на воду спущены первые судна, которые оснащены автоматизированными системами помощи капитану, те, что управляются из командного пункта, расположенного на берегу.
Себестоимость кораблей- беспилотников крайне высока, если добавить суммарную ценность перевозимого груза, то возникает понимание риска кибератак а отношении автономных суден. Над созданием систем защиты, нормативной базы для безопасного использования беспилотных судов работают ведущие инженеры – программисты всего мира.
Идея снижения количества членов экипажа не нова. Самые современные суда сейчас управляются двумя десятками человек. Со временем планируется использование полностью автономных судов. Первый беспилотный корабль в мире спустят на воду не позднее конца этого года. Судно представляет собой контейнеровоз на электрической тяге. Его размеры невелики, он сможет перевозить не более ста пятидесяти контейнеров. Появление грузового судна с дистанционным управлением – революционный момент для судохододства всего мира. Судну дали название «Yara Birkeland».
Разработкой этого проекта занималась крупнейшая компания, поставляющая удобрения из Норвегии по всему миру – «Yara International», компаниями, которые осуществляют создание навигационных систем. К концу 2019 г. судно-контейнеровоз приступит к доставке минеральных удобрений вдоль южных норвежских берегов. Маршрут составляет тридцать семь миль от Порсгрунне, где расположен производственный склад «Yara International» к конечному пункту Ларвик. При эксплуатации судна компания – произодитель позволит себе отказаться от транспортировки груза автомобилями, которые за год выполняют более сорока тысяч рейсов.
Стоимость постройки контейнеровоза составляет более двадцати пяти миллионов долларов, а это в 3 раза дороже строительства обычного судна аналогичных размеров. По мнению создателей корабля – беспилотника, экономия на выплате заработной платы экипажу, стоимости топлива составить девяносто процентов от общих эксплуатационных затрат.
Первое время на борту автономного судна, где будет расположен пункт управления кораблем, предполагается присутствие экипажа. По прошествии времени пульт управления планируется перенести на сушу, где будет работать в дистанционном режиме. Управление автономным контейнеровозом планируют осуществлять с помощью системы глобального позиционирования с датчиками, камерами и специальным радаром. Беспилотное судно «Yara Birkeland» способно курсировать, согласно заданного курса, совершать маневры, швартоваться в порту.
Ожидается, что к моменту, когда «Yara Birkeland» будет осуществлять автономные походы, страны одобрят нормативные акты, способствующие регулированию использования беспилотных судов. После подписания международных договоренностей по использованию автономных кораблей, появится возможность создания судов крупного размера для работы на более протяженных маршрутах.
В первом полугодии этого года компания из Дании «Svitzer», группы компаний «Rolls-Royce» представили общественности судно, которое управляется удаленно. Как презентационный образец использовали созданный турецкий буксир «Hermod», длина которого составляет двадцать восемь метров. Работу судна с удаленным управлением демонстрировали в порту датской столицы.
Буксир управляется диспетчером из центра, расположенного на суше с помощью уникального программного обеспечения. Для осуществления безопасного удаленного управления на судне установлены несколько камер, специальные датчики, радары. В процессе демонстрации возможностей «Hermod» на его борту находился экипаж во главе с капитаном для безопасного возвращения корабля в порт при возникновении неполадок операционной системы.
В 2015 г. компания «Rolls-Royce» из Британии открыла проект «AAWA» по созданию автономных кораблей. Над задачей работают судостроительные институты, заводы, компании, производящие оборудование, создающие программное обеспечение.
По мнению представителя компании, ответственного за инновационные проекты, технологии для производства кораблей на удаленном управлении, существуют уже сейчас.
На 2020 г. намечен выход в море нескольких автономных кораблей. Беспилотные суда оснащают сенсорными датчиками, различными камерами, специальными радарами, которые заменяют зрение, слух оператора, находящегося на удалении.
Для связи оператора с судном в океанских просторах используют спутниковую связь. При работе с беспилотными кораблями объем информации превышает размер пропускной способности спутниковых каналов. С целью приближения эры беспилотных кораблей необходимы спутники новейшего поколения.
Помимо передачи и обработки данных для безопасного управления беспилотными судами требуется решение вопросов навигации, безопасности эксплуатации, юридического характера. Нерешенным остается вопрос оказания помощи беспилотниками кораблям, людям, терпящим бедствие.
Беспилотные суда предполагается не только для гражданского судоходства. Вооруженные силы многих стран заинтересованы в постройке боевых кораблей с дистанционным управлением. Это позволит экономить человеческие ресурсы. Беспилотные суда планируют использовать в качестве навигаторов, разведчиков, ударной силы.